Эльф до 16

Магазин детской и подростковой одежды «Эльф до 16»
Абакан, ул. Крылова, 63, телефон: (3902) 22-76-00

Классная форма жизни

В России попытались вернуть школьную форму, но пока остановились на дресс-коде. Что такое форма и что для кого она значит?

 

В последнее время все только и говорят о возвращении формы в российские школы. Причем страсть к переодеванию дошла до того, что наряду с формой для школьников хотят ввести единый дресс-код и для учителей. Большинство родителей, обуреваемые личными, не самыми радужными воспоминаниями, смотрят в будущее если не с тревогой, то уж точно с настороженностью. Государственные мужи связывают с возрождением формы утопические мечты о всеобщем равенстве и верят, что дети в одночасье станут послушными, прилежными и более устойчивыми к «болезням кожи, простуде и ряду других заболеваний, которые вызваны ношением некачественной и небезопасной одежды».

Отчего вопрос о школьной форме вызывает такое количество самых противоречивых, реакций? Во многом эти споры связаны с комплексом идей, которые непременно ассоциируются с любой форменной одеждой и чаще всего сводятся к порядку, контролю и дисциплине, которым не может не сопротивляться наше тело.

«Дурные» полоски кармелитов

Самым ранним видом единообразной одежды, призванной подчеркнуть принадлежность к какой-нибудь группе, были облачения различных религиозных орденов, например францисканцев и бенедиктинцев. В середине XIII века в Европе случилась любопытная история. После очередного крестового похода монахи-кармелиты вернулись домой, облаченные в полосатые плащи. Учитывая, что средневековый человек избегал любых полосок и считал ткани с таким рисунком «дьявольской материей» (в полосатые одежды в те времена вынуждены были рядиться представители «меченых» профессий – шуты и проститутки), откровенно полосатый плащ божьих людей не мог не стать причиной громкого скандала.

В результате кармелиты отказались от своих оскорбительных для средневекового глаза одежд. Кармелиты в этой ситуации нарушили привычный культурный код примерно так же, как это делали советские школьницы, которые укорачивали свои и без того недлинные коричневые платьица, что приводило к записям в дневнике и вызовам злостных нарушительниц на ковер к директору.

Война по всей форме

Следующим шагом в истории развития униформы стала стандартизация военной формы, необходимость в которой назрела в XVII веке во Франции. Именно тогда произошли изменения в военной тактике – единое обмундирование позволяло быстро опознать воюющие стороны, отделить своих от чужих, а также способствовало, как утверждали военачальники, улучшению дисциплины. Здесь уместно сказать, что любая одежда диктует нам определенное телесное поведение. Униформа как отдельный вид костюма, по словам французского историка Дэвида Роша, «как нельзя лучше способствует формированию ума и тела... Этот инструмент помогает формировать телосложение и выправку отдельных людей, которыми именно

Вопрос о школьной форме вызывает огромное количество противоречивых реакций потому, что ассоциируется с идеями порядка, контроля и дисциплины, которому не может не сопротивляться наше тело.

благодаря их отдельности легко манипулировать и благодаря их послушанию превратить индивидуальную силу человека в коллективную мощь». Теперь каждый солдат ощущал себя частью одинаково одетого целого, объединенного общей задачей. Кстати в последующем развитии мужское платье активно заимствовало элементы из словаря униформы: лацканы, манжеты, ремни, карманы с клапаном, декоративные пуговицы, пряжки на целых два века стали традиционными составляющими шитой на заказ гражданской одежды. И чем как не униформой, назвать мужской деловой костюм – это воплощение мужественности, функциональности и делового духа.

С поля боя в классную комнату

Развитие и совершенствование церковной и военной одежды дали толчок к появлению школьной формы. Самый первый опыт в этой сфере был предпринят в Англии в XVI веке. В благотворительном приюте Христа ввели обязательный для каждого воспитанника синий мундир, который должен был способствовать воспитанию смиренных мальчиков. Иными словами, школьная форма с самого начала рассматривалась как сдерживающий механизм и эффективное орудие дисциплины, подавления и, если требовалось, наказания. Переодевание ребенка в форму маркировало его попадание в особое дисциплинарное пространство, в котором действуют особые правила и жесткие запреты.

В России форма была введена в конце XVIII века, причем это равным образом касалось и мальчиков, и девочек. Школьная форма – всегда отражение господствующих в обществе представлений о гендерных ролях. Тот факт, что форма гимназиста восходила к военному мундиру и все изменения в ней напрямую были связаны с изменениями в военном гардеробе, доказывает, что и она ориентировалась на стереотипные представления о мужчине-защитнике. Кстати, как и в случае с военным мундиром, правила эксплуатации гимназической формы были жестко регламентированы и прописаны в уставе, любое отклонение от которого каралось самым строгим образом. Форма для девочек должна была сызмальства прививать им начала идеальной женственности – пассивной, скромной и послушной. И в институтах благородных девиц, ориентированных на воспитание девочек из дворянских семей, и в гимназиях, где обучалась разночинная публика, была введена обязательная форма, которая должна была сгладить имущественные и статусные различия между девочками.

В Смольном институте, основанном в 1764 году по инициативе Екатерины II, ученицы младшего возраста носили форму кофейного цвета, воспитанницы постарше – зеленого, а выпускницы – белого. В гимназиях был введен единый для учениц всех возрастов цвет – коричневый. И если целью учебных заведений для благородных девиц было воспитание выдрессированных кисейных барышень на выданье, гимназисткам грядущее сулило иные перспективы, а форменное платье заранее указывало на будущее место в социальной иерархии. Девушка в коричневом платье с черным повседневным или белым парадным фартуком становилась похожа на горничную, гувернантку или домашнюю учительницу. Собственно, именно к этим незаметным ролям гимназисток и готовили.

Школьная форма в России была отменена в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. Декрет вводил всеобщее обучение и упразднял форму по причине всеобщей бедности: дети ходили в школу в том, что было, нередко в сохранившихся дореволюционных платьях и старорежимных гимнастерках.

Back in the USSR

Советская школьная форма появилась в послевоенном 1949 году, когда окрепшая текстильная и швейная промышленность стали способны обеспечить миллионы школьников форменной одеждой. Казалось бы, существовавшая к тому времени сеть домов мод и работавшие в них модельеры могли создать актуальные образцы школьного платья или вдохновиться образами прозодежды (сокращение от слова «производственная одежда».

Совместный проект Варвары Степановой и Любови Поповой, призванный обеспечить людей страны новой, не подверженной влияниям буржуазной по своей природе моды, функциональной одеждой в духе конструктивистов 1920-х годов, но выбор был сделан в пользу дореволюционной гимназической формы: гимнастерки и фуражки для мальчиков, коричневые платья с белыми и черными фартуками для девочек.

Любопытно, что форма мальчиков не раз менялась, реагируя на политические изменения в стране. Так, в хрущевскую оттепель на смену сталинскому военизированному варианту пришли мешковатые пиджачные костюмы серого, мышиного цвета. Десять лет спустя они были заменены на более удобную синюю форму спортивного покроя с курточкой для младшей и средней школы и пиджаком для старшеклассников. Между тем форма советских школьниц оставалась без изменений в течение сорока лет, воплощая в себе еще дореволюционные представления о женственности. И хотя пропагандистская машина упорно тиражировала образ женщины-борца и верной соратницы на пути к счастливому коммунистическому будущему, школьная форма с её непременным фартуком ежедневно напоминала девочкам о кухонной ипостаси их грядущей взрослой жизни. Любопытно, что и брюки на девочках и женщинах появились в школе не так давно.

В середине 1980-х была предпринята попытка ввести для девочек-старшеклассниц синие пиджачные костюмы. С опозданием в полвека они должны были снять гендерные различия. Существование этой не самой удачной униформы было недолгим. В перестроечные времена на волне всеобщей либерализации, сопровождавшейся тотальным дефицитом, школьная форма в России исчезла, а в принятом в 1992 году законе РФ «Об образовании» о ней не было ни слова.

Сегодняшние страсти по школьной форме едва ли приведут к возрождению отечественного легпрома. Сомнительно, что ее введение волшебным образом скажется на дисциплине или успеваемости российских школьников, и уж совсем маловероятно, что эта мера упразднит имущественное неравенство в школьных коридорах.

Униформа, несмотря на свою, казалось бы, одномерность и прямолинейность, один из самых сложно закодированных и многоуровневых видов костюма. Все, кто имеет опыт ношения форменной одежды, знает, что у нее есть явная и тайная жизнь. Укорачивание юбки, заламывание тульи фуражки не по-уставному – список игровых отношений с униформой и ее деталями можно продолжать до бесконечности. Очевидно одно: человек в футляре униформы рано или поздно нарушает регламент и обнаруживает свое, несводимое к количеству пуговиц, складок и карманов присутствие.

Если говорить о школьной форме в других странах; ее бытование, судя по всему, управляется очень простой логикой: в демократических странах вроде Великобритании, Дании, Франции и США обязательной формы просто-напросто иет. Она принята в отдельных школах, преимущественно частных, как знак корпоративной принадлежности, в остальных же случаях дети в большинстве своем носят джинсы, которые и практичнее (стирать их можно бесконечно), и удобнее (бегать в них во время перемен гораздо сподручнее, чем в сковывающих движение пиджаках), и уж точно демократичнее любых других видов одежды.

В Германии в некоторых школах дети носят форму, но при этом формой ее стараются не называть по причине возможных милитаристских коннотаций.

Обязательная форма, ставшая по-настоящему культовой и, как следствие, объектом фетишизации (знаменитая «сей-лор-фуку», матроска, в которую одеты героини мультипликационного сериала «Сейлор Мун»), введена и в Японии, но опять-таки в каждой школе существуют свои варианты форменного костюма. В таких странах, как Нигерия, введена форма единого государственного образца.

Преппи длинный чулок

70 лет назад модники примерили на себя наряд стильного ботаника.

Форма престижных учебных заведений породила особый стиль Преппи (от англ. preppy, сокращение от pre-college preparatory, которые готовят учащихся к поступлению в престижные университеты), сложившийся в США в 1940-е годы. Сочетания характерных цветов (глубокого синего, красного, белого, ярко-желтого) и принтов (клетки, ромба и полоски), использование тканей вроде твида, хлопка, шерсти и кашемира а также определенных предметов одежды (юбки-карандаша или плиссе, пиджака, вязанных жилетов и пуловеров, классических брюк, бананов или скинни, шортов, рубашек, футболок поло, ярких гольфов и носков), обуви (мокасин, лоферов и балеток), головных уборов (берета и клоша) и аксессуаров (бабочек и галстуков, ободков, бантиков и ленточек для волос) стали отличительными чертами образа преппи.

Такие американские бренды, как Gant, Ralph Lauren и Tommy Hilfiger, сделали ставку на преппи-лук и не ошиблись, поскольку опрятный образ нацеленных на успех юных баловней судьбы из престижных подготовительных школ и университетов «Лиги плюща» стал популярным и востребованным модниками по всему миру.

«Лига плюща» (англ. Ivy League) – ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США, в том числе Гарвардского, Йельского, Принстонского, Колумбийского. и др. Это название происходит от побегов плюща, обвивающих старые здания в этих университетах.

Очередная волна увлечения стилем преппи связана с выходом на экраны сериала «Сплетница», стартовавшего в 2007 году, сюжет которого строится вокруг жизни парней и девушек, посещающих привилегированную школу на Манхэттене и готовящихся поступить в один из престижных университетов «Лиги плюща».

Гардероб персонажей сериала, прежде всего Блэр Уол-дорф, Серены ван дер Вудсен и Чака Басса, не только спровоцировал волну интереса к элементам «форменного» преппи-лука среди ровесников героев «Сплетницы», но и вдохновил дизайнеров на его очередную деконструкцию (из недавних наиболее интересны эксперименты Ralph Lauren, представившего свой преппи-лук в женской коллекции, а также мужская коллекция дуэта Dsquared).

Носители стиля

К учебному году многие торговые марки представили новые коллекции детской одежды.

Джулс Оливер, супруга известного кулинара Джейми Оливера и мать четверых детей, представила коллекцию детской одежды Little Bird эксклюзивно для Mothercare. Новая осенняя коллекция создана по мотивам унисекс-классики 1970-х. По ее словам, все началось с ночной рубашки, которую носили ее старшие сестры, потом она, а затем и ее дети. Винтажный дух и традиционный для Little Bird мотив радуги подчеркиваются яркими деталями. Одежда для младенцев и детей, подарки, постельное белье и аксессуары украшены цветочными и жаккардовыми принтами с изображениями грибов, кроликов и машинок. Это уже третья коллекция Little Bird, которую придумала Джулс. Ранее «Маленькая птичка» Получила награду Junior Design за коллекцию одежды для мальчиков.

Перед началом учебного года ретейлер Marks & Spencer предложил детям новые варианты школьной формы. Коллекция следует модным тенденциям: ретрографика и геометрические принты ярких цветов сочетаются в ней с пастельными тонами. Школьники могут выбирать между ретропринтами, узорным вязанием и спортивными свитерами, как это было популярно в 1980-х. Школьницы обратят внимание на легкие вещи нейтральных тонов и ярко окрашенные хлопковые предметы одежды. Часть школьной одежды Marks & Spencer выполнена из новых материалов, которые не требуют глажки, а технология финишной обработки ткани Stormwear+ делает форму защищенной от грязи, влаги, прочной, не боящейся никаких школьных нагрузок.

Производитель одежды United Colors of Benetton обновил свою коллекцию для детей и подростков. Ее отличительной особенностью стало подражание взрослой городской одежде, что отражено в собирательном названии коллекции – City Life. Юным модникам предложены как камуфляжные, так и яркие расцветки, различные фасоны и материалы. Коллекция для девочек, названная London calling!, пропитана эклектичным духом английской уличной моды. Куртки, жакеты и кардиганы окрашены в розовые, зеленые и белые флюоресцентные цвета, которые сочетаются с камуфляжем, звездами, узорами в горошек, классическими джинсами и тяжелыми ботинками в стиле Кэмден-таун. Мальчикам дизайнеры компании предлагают стиль рок-музыкантов: джинсы, футболки с разнообразными принтами, кеды и свитера с Юнион Джеком. Однако коллекция School & Rock предполагает, что даже юная рок-звезда должна помнить: школа за углом!